Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Консультация для родителей«А даптация ребенка в детском саду»
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.
Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь
ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся
жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня,
отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников,
необходимость слушаться и подчиняться незнакомым вз рослым, резко
уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в
детскому саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке. Для ребенка детский садик, не сомненно, является еще
неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот
процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с
напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил
организма.
Многие особеннос ти поведения ребенка в период адаптации к детскому саду
пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок
вообще адаптироваться, закончится ли когда -нибудь этот "ужас"? С
уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые оче нь
беспокоят родителей, в основном являются типичнымидля всех детей ,
находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти
все мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные
малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация
обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме.
Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой
обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно -психическом
напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в
первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у
ребенка в период адаптации к детскому саду.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно
выражены отрицательные эмоции: от хныкан ья, "плача за компанию" до
постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются
проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с
незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы
забудете о нем, уйдя из сад а на работу. Малыш боится, что вы предали его,
Страница 2
что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса уребенка вспыхивает гнев , который прорывается наружу (ребёнок
вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося
оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для
агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно
наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто
эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень
расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и
улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул
(необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь
терпения! На смену от рицательным эмоциям обязательно придут
положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода.
Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о
том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение
неко торого времени после ухода мамы, то все в порядке.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже
общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми,
беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2 -3 лет
играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная
игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит
расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими
малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по то му, что кроха все
охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его
просьбы, следует режимным моментам.
Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе
отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интер есуется
даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в
сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе
успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство
группы, его "вылазки" к игрушкам станут б олее частыми и смелыми, ребенок
станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дн и адаптации к
детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки
самообслуживания (умение пользоватьс я ложкой, носовым платком,
горшком и т.д.).
Страница 3
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только"вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые
достижения, которым он научился в саду.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные"
слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда
адаптация будет завершена.
Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые —
неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Измен яется
также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации
является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в
первые дни он будет засыпать плохо. Иногд а дети вскакивают, или, уснув,
вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный
дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду
обязательно нормализуется.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с
непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми
реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком
считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на
тарелке, но он начинает кушать.
Стресс п риводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость
организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше)
посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и
хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологи ческая. Один из
известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в
болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться
дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в
нем отчета. И орга низм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает
демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под
любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые
меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправдан ы и
целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по
восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись
эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты пов едения и
реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже
сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3 -4
недели, но случается, что она растягивается на 3 -4 месяца.
Страница 4
Часть детей адаптируются к саду относительно легк о, и негативные моментыу них уходят в течение 1 -3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация
тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно
снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая
адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста -психолога.
Кому адаптироваться легче?
Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за
несколько месяцев до этого события . Эта подготовка могла
заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении
садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его
территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если
родители использовали возможность и познакомили ребенка с
воспитателями заранее, то малышу будет зн ачительно легче (особенно,
если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с
ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических
заболеваний, ни предрасположенности к частым простудн ым
заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены,
и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на
борьбу с болезнью, это хороший "старт".
Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в
небольшом об ъеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие
пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно
этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада
родители до лжны начать приводить режим ребенка к тому, какой его
ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы
легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько
условий (чем бол ьше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам,
которые воспринимают поход в сад как неожиданность из -за того, что
родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение
садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни
странн о, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие
родственники) работают в саду.
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о
воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что -то не понравилось.
Страница 5
Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легчеэто делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с
крохой. Расскажите кому -нибудь в его присутствии, в какой хороший сад
теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
В выходные дни не меня йте режим дня ребенка. Можно позволить
поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком
долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку
требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и,
возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас
столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к
чему.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и
бесконфликтная атмосфера. Чаще обн имайте малыша, гладьте по
головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в
поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша
поддержка!
Будьте терпимее к капризам . Они возникают из -за перегрузки нервной
системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на
другую деятельность (игру).
Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую
мягкую игрушку . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке —
заместителе мамы. Прижимая к себе что -то мягкое , которое является
частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Призовите на помощь сказку или игру . Придумайте свою сказку о том,
как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было
неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и
воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в
игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком,
поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет
этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама
обязательно за ним вернется.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как
нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел
спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш .
Он "сч итывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте
доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду
Страница 6
— раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, ноуверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим
помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка,
которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в
сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроение м.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым
ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из
родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не
отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после
прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).
Малышу легче знать, что мама придет после какого -то события, чем
ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте сво и
обещания!
Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать
рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не
оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем
сильнее переживает малыш.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в
коем случае :
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при
расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
Помните , он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том,
что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети
этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите,
что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи
в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не
понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне
чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усил ивает детскую
тревогу.
Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в
детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
Страница 7
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Этонаводит мал ыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его
окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если
малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже
полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет
ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому
человеку.
Чтобы помочь себе, нужно:
быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье .
Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой
вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка
в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться,
забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в
целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок
рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на
эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание .
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание
выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт:
хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он
расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что
вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы -то знаете, что
происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда
ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать.
Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружать ся.
Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье".
Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже
обязательно справитесь.
воспользоваться помощью . В детском саду есть психолог . Этот
специалист предлагает помощь не толь ко (и не столько!) ребенку,
сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и
уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям.
Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается
после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за
детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
заручиться поддержкой . Вокруг вас родители, переживающие те же
чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу -
Страница 8
хау" есть у каждого из вас в деле помо щи малышу. Вместе отмечайте ирадуйтесь успехам детей и самих .