Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Аннотацияадаптированной образовательной программы дошкольного образования частного
дошкольного образовательного учреждения «РЖ Д детский сад № 49 » для детей с
тяжелым и нарушениями речи
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки
России от 17.10.2013 № 1155 (с изм. и доп. от 21.01.2019 г., 08.11.2022 г.), и федеральной
адаптированной образ овательной программой дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения России от
24.11.2022 № 1022.
Программа составлена с учетом нормативно -правовых документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Закон №273 -ФЗ)
• Федеральный закон от 24.09.2022 г. N 371 -Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требования х в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020г.
№ 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
прогр аммам дошкольного образования»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 01.12.2022 г. N 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
до школьного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022г. № 955
«О внесение изменений в некоторые приказы Министерства образован ия и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
• СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г.
№ 2;
• СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.
Частное дошкольное обр азовательное учреждение «РЖД детский сад № 49» (далее
Организация) осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную
деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Устав Организации
- Лицензия на право осуществления образовател ьной деятельности
Страница 2
Программа определяет содержание и организацию коррекционно -образовательногопроцесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общее недоразвитие речи) в условиях РЖД детского сада № 49 с детьми от 5 д о 7 лет.
Программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО состоит из обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В группе компенсирующей направленности обязательная часть Программы
разработана на основе:
1. Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи (Одобренной решением от 7.12 2017 г.
Протокол № 6/17) http://fgosreestr.ru/
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В.Нищева. –
Издание 3 -е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО» -ПРЕСС, 2018. – 352 с.
3. Основной образовательной программы дошкольного образования « От рождения до
школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перера б. –
М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
4. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» /
И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. - изд . второе, доп. и перераб. – Санкт -Петербург,
2017. – 240 с.
5. Организация логопедической работы с детьми 5 – 7 лет с ОНР III уровня /
О.С.Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 128 с.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
пла нировалась с учетом рекомендаций:
1. «Цветик -семицветик». Программа психолого -педагогических занятий для
дошкольников 5 – 6 лет / под ред. Н. Ю. Куражевой. – СПб.; М.: Речь, 2019. – 160 с.
2. «Цветик -семицветик». Программа психолого -педагогических занятий для
до школьников 6 – 7 лет «Приключения будущих первоклассников» / под ред. Н. Ю.
Куражевой. – СПб.; М.: Речь, 2019. – 208 с.
3. «Становление нравственной культуры дошкольников в процессе ознакомления с
профессией родителей – работников железнодорожного транспорта » / О.Р. Меремьянина,
О.В. Кириченко, Н.Б. Шулепова. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. – 60 с.
4. «Образовательная деятельность с детьми на прогулке: прогулочные карты:
методическое пособие» / Автор -сост. О.Р. Меремьянина. – Барнаул: КГБОУ АКИПКРО,
2014. – 132 с.
Пр ограмма направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников с ОНР, их всестороннее (физическое,
социально -коммуникативное, познавательное, речевое и художественно -эстетическое)
развитие, коррекцию нарушений развития;
- обеспечение равных возможност ей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от тяжести дефекта; раскрытие потенциальных
возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и
дифференцированного подхода в организации всех форм образова тельной деятельности и
формирование уровня готовности к школе;
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным
возможностям детей с общим недоразвитием речи модели образовательного процесса,
основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа
единства диагностики, коррекции и развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ
дошкольного и начального общего образования; обеспечение психолого -педагогической
Страница 3
поддержки семьи и повы шение компетентности родителей (законных представителей) ввопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОНР.
Цель Программы - обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного
возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Реали зация данной цели предполагает:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
- охрана и укреплен ие физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, язы ка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с
педагогически м работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно -нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпос ылок учебной
деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
- обеспечение психолого -педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их ком петентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
Реализация задач коррекционно -разви вающей работы, обозначенных в каждом
разделе Программы, возможна лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и
образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя -логопеда, педагога -
психолога, инструктора по физической культуре, музы кальн ого руководител я) ДОУ и
родителей.
Особенность построения образовательного процесса в группе для детей с ТНР
заключается в создании структурно -функциональной модели, спроектированной на основе
интеграции системного, компетентностного и дифференцирован ного подходов,
ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками соц иальными,
здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными
компетенциями.
Тяжелое нарушение речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сло жные речевые расстройства, при которы х у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте
Страница 4
В группе компенсирующей направленности с детьми, имеющими ТНР,ко ррекционное направление работы приоритетно, так как целью его я вляется выравнивание
речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и
закрепляют речевые навыки, сформированные учителем -логопедом. Кроме того, все
специалисты п од руководством учителя -логопеда занимаются коррекционно -развивающей
работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним проц ессов.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
осуществляют мероприятия, предусм отренные программой, занимаются физическим,
социально -коммуникативным, познавательным, речевым, художественно -эстетическим
развитием детей.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования и представляют собой во зрастные характеристики возможных
достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.
Программой предусмотрена система мониторинга д инамики развития детей с ТНР,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая: пе дагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
карты индивидуального развития ребенка.
Содержание коррекционной образовательной деяте льности обеспечивает:
вы явление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
осуществление индивидуально ориентированной психолого -педагогической по мощи детям
с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей; возмож ность освоения детьми с нарушениями речи Программы и их
интеграции в ДОУ.
Основная задача коррекционно -педагогической работы: создание условий для
всестороннего развития ребенка с ОНР в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в колл ектив сверстников.
Все направления коррекционно -образовательной работы с детьми с ОНР тесно
взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволя ет комплексно решать
конкретные задачи во всех формах ее организации.
Каждая ступень Программы включает лого педическую работу и работу по пяти
образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют
обеспечить коррекционно -образовательную работу с дошкольниками с нарушениями речи
комплексно и многоаспектно.
Содержание коррекционно -развивающе й работы в образовательных областях
сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного
образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.
Эффективность коррекционного обучения определ яется четкой организацией детей
в период пребывания их в учреждении, правильным ра спределением нагрузки в течение
дня, координацией и преемственностью в работе учителя -логопеда и воспитателей.
В ходе образовательной деятельности детей воспитатель, музыкаль ный
руководитель и инструктор по физической культуре решают образовательные задачи,
предусмотренные содержанием Программы: формируют у детей необходимый и, в тоже
время, доступный их пониманию объем знаний и умений в той или иной образовательной
области в разных видах деятельности, используя разнообразные формы работы занятия,
режимные моменты, игры, прогулки, экскурсии и т.д., решают к оррекционные задачи,
закрепляют полученные ребенком речевые навыки.
Реализация содержания образовательных областей основана на принципе
тематического планирования образовательной деятельности. П ланирование учитывает
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность. Тематический подход позволяет оптимально вводить
рег иональные особенности, учитывать специфику ДО У и образовательные потребности
Страница 5
участников образовательных отношений. Содержание темы отражается в подборематериалов для центров детской активности в возрастных группах.
Развивающая предметно -пространственная с реда ДОУ соответствует требованиям
ФГОС ДО и санитарно -эпидемиологическим требов аниям. Правильно организованная
РППС в группе и кабинет е учителя -логопеда создает возможности для успешного
устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развит ии и позволяет
ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но в самостоятельной
деятельности; стимулирует развитие творческих способност ей, самостоятельности,
инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит,
способ ствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка предполагает их непосредственное вовлечение в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образо вательных проектов совместно с
семьей.
Программой предусмотрены следующие формы взаимодействия с родителями.
Этап Задачи Формы взаимодействия
Знакомство с
семьями,
социальный
мониторинг семьи
Диагностика
социальной ситуации
дошкольника, стилей
общения взр ослых и
детей в семье и т.д.,
установка
доверительных
отношений с семьями
(родителями)
Анкетирование, интервьюирование,
опросы, беседы
Информирование
родителей о новом
содержании
дошкольного
образования, о
партнерском
характере
взаимодействия
при реализации
АОП ДО
Повышение
осведомленности,
информированности
родителей
Вводные лекции, семинары, практические
занятия, педагогические советы,
родительские собрания, наглядная
информация, консультации, развитие
раздела для родителей на сайте ДОО,
создание родительских инициативных
групп и т. д.
Включение
родителей в
совместную
деятельность по
реализации АОП
Развитие
образовательных форм
по совместной
реализации программы
Включение родителей (семей, законных
представителей) в образовательные
ситуации: совм естные праздники,
открытые занятия, домашние заготовки для
реализации творческих проектов;
репетиции и экскурсии с детьми,
использование домашних наблюдений по
развитию детской инициативы и
творческих способностей и т. д.
Этап Формы взаимодействия
Страница 6
Пообразовательным
областям
Экскурсии по темам программы. Домашние наблюдения.
Прогулки
«Физическое
развитие» и
вопросы здоровья
Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность по
положительному отношению к физкультуре и спорту; по
формированию привычки к ежедневной утренней гимнастики;
стимулирование двигательной активности ребенка.
Ознакомление родителей с системой профилактики заболеваний,
медицинского наблюдения и контроля, закаливания дошкольников и
т. д.
Методическая поддержка по физическому развитию детей на
разных возрастных этапах.
Информирование семей о возможностях детского сада и семьи в
решении данной задачи
«Социально -
коммуникативное
развитие»
Информирование родителей о возможности развития
коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Методическая поддержка по поддержке общения с ребенком; в
различных образовательных и воспитательных ситуациях;
по развитию партнерского, равноправного диалога с ребенком,
открывающего возможность для познания окружающего мира
«По знавательное
развитие»
Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность по
развитию у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми
и сверстниками, по развитию детской инициативы; по организации
совместной деятельности с ребенком.
Участие семей в прогулках и экскурсиях по образовательным темам.
Методическая поддержка по развитию познавательных
способностей в домашних ситуациях.
Совместное с родителями (семьями) и детьми участие в
исследовательской, проектной и продуктивной деятельно сти в
детском саду и дома
«Речевое
развитие»
Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность по
пропаганде ценности домашнего чтения как ведущего способа
развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного
творчества (старший дошкольник).
Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность (и
ее методическая поддержка) по речевому развитию в ходе игры,
слушания, ознакомления с художественной литературой, при
организации семейных театров, рисовании, в ходе других видов
детской деятельности.
Совместные конкурсы, литературные гостиные и викторины и т. д.
«Художественно -
эстетическое
развитие»
Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность (и
ее методическая поддержка) по раннему развитию творческих
способностей детей; развитию интереса к эстетической стороне
окружающей действительности.
Выставки семейного художественного творчества и «для семьи»,
выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Совместные формы музыкальной, театрально -художественной
деятельности с детьми детского сада, семейные праздники
Этапы Задачи Формы взаимодействия
Страница 7
Коррекционно -развивающая
работа
Консолидация
усилий семьи и ДОО
для скорейшего
преодоления
нарушений речи
Система методических рекомендаций.
Серия домашних тетрадей.
Упражнения по развитию речи.
Формирование позитивной оценки и
мотивации
Педагогическое
просвещение
родителей
Повышение
педагогической
грамотности
родителей;
просвещение по
вопросам детского
развития,
педагогическим
вопросам
Лекции, семинары, практические занятия,
открытые занятия, конференции, работа
творческих групп по интересам,
родительские собрания, консультации,
рекомендации по педагогическому чтению,
выпуск и публикация на сайте методических
листков для родителей, публичных отчетов,
презентаций и т. д.
Настраивание
обратной связи
Изучение
успешности
реализации
программы,
вовлечение родителей
(семей) в
педагогический
процесс, изучение
осведомленности,
информированности,
привлечение родителей
к общественному
контролю реализации
программы
Анкетирование, интервьюирование,
опросы, беседы; «почтовые ящики» и т. д.
ДОУ располагает учебно -методической лите ратурой по всем образовательным
областям развития детей дошкольного возраста: физическому, социально -
коммуникативному, познавательному, речев ому, художес твенно -эстетическому развитию
в соответствии с требованиями ФГОС.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования является
актуальной и необходимой для работы в учреждении, отражает современные подходы к
развитию, обучению и во спитанию детей дошкольного возраста .
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации –
русском.